ЖКХ: Управление ресурсами жилого квартала с помощью смарт-контрактов

Blockchain industrial Alliance совместно с Тюменским Индустриальным Университетом представил пилотный проект инноваций в сфере ЖКХ. Для пилотного проекта выбран район плотной многоэтажной жилой застройки из 10 домов (2000 квартир, 8000 точек учета ресов). Проект предполагает подключение к сети блокчейн 150 домов в городе Тюмени общим числом приборов учета равным 120 000.

 

В сфере ЖКХ наиболее часто нарушаются принципы сбалансированности интересов и открытости взаимодействия множества поставщиков ресурсов и услуг до конечного потребителя. Существующая система посредников и непрозрачные принципы работы управляющих компаний порождают недоверие конечного потребителя к самим управляющим компаниям, поставщикам ресурсов и посредникам. Индивидуальный учет в текущем виде предполагает монотонную бессмысленную работу жильцов по регулярной ручной передаче показаний индивидуальных приборов учета в строго оговоренный промежуток дней ежемесячно. Часто люди забывают отправить показания, забывают оплатить услуги, а в случае старшего поколения, ненамеренно допускают ошибки. Данные факторы приводят в штрафным мерам со стороны ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний в виде доначисленных штрафных пеней.

Данные проблемы можно решить с помощью умных устройств учета (т.н. IoT или устройства интернет вещей) и автоматизации рассчета оплаты за потребление с помощтю цифровых смарт-контрактов.

Приведем примеры возможного использования блокчейн в данной области.

Биллинг – это процесс начисления платы за услуги ЖКХ, печать и доставка квитанций, сбор платежей, их распределение по получателям, ведение базы данных по лицевым счетам о начислениях, оплатах и задолженностях. Сегодня услуги биллинга, как правило, оказывают специализированные организации, которые могут выполнить все требования нормативно-правовых актов, регулирующих сферу ЖКХ. Например, Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 188-ФЗ и постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» обязывают исполнителей обеспечить печать квитанций, их сворачивание в конверт, доставку, а также защиту персональных данных. Данные услуги могут выполнять сами управляющие компании, что для них существенно дороже. Поэтому между потребителями и управляющей компанией появляется посредник в части информационного сопровождения финансовых потоков – биллинговая компания. Типовая схема взаимодействия управляющей компании, жителей и биллинговой фирмы представлена на рисунке ниже.

Если использовать технологию блокчейн для создания «умного договора управления», то принцип открытости реализуется в большей степени. Житель сам оплачивает услуги через онлайн-сервис и видит, сколько и в какую ресурсоснабжающую организацию поступило денег. Например, денежными средствами, предназначенными для «Водоканала», не может временно воспользоваться сборщик платежей, биллинговая или управляющая компании. Потребитель услуг видит, какая льгота ему пришла от органа социальной защиты. При условии, что «умный договор управления» нельзя подделать или скрыть какие-либо его части, а именно это обеспечивает блокчейн-технология, исполнение обязательств будет осуществляться автоматически.

При внесении соответствующих законодательных поправок можно отказаться от печати квитанций, сворачивания в конверт, физической защиты персональных данных и прочих действий, которые осуществляет биллинговая компания. При оказании услуг ЖКХ снизятся расходы жителей на биллинг.

Ниже представлены схемы автоматизации процессов учета фактически потребляемых ресурсов каждым жильцом и их оплаты по потреблению с помощтю смарт-контрактов на примере пилотного проекта в городе Тюмени.